Нет ни эллина, ни иудея – так сказано в Евангелии. Что это значит?
Нет ни эллина, ни иудея. Значение: христианин - космополит. Источник выражения: Библия, Новый Завет (Евангелие).
Современный человек редко использует это выражение в речи, и даже священнослужители, говоря с мирянами, нечасто прибегают к нему. Но ведь оно написано в главной Книге христианства, которую, к сожалению, мало кто дочитывает до конца. Ещё меньше тех, кто задумывается над смыслом тех или иных слов, выражений и самой сутью этой части Святого Писания.
Вот уже 20 лет мы живём в 21 веке. Мировые войны закончились, но появилось множество локальных конфликтов. И все эти локальные конфликты стоят на трёх слонах: алчности, ненависти, гордыни. А слонов держит на своей спине огромная шовинистически-националистическая черепаха. Почему шовинистически-националистическая? Потому что шовинизм – это уверенность в своём превосходстве сильных и больших наций, а национализм – это ответная реакция малых и недооценённых во всём, в том числе в ненависти к своим противникам, малых народов. И так было всегда. Так есть сейчас, и так было до Христа, до Святого Евангелия. И, естественно, так было во времена Христа, апостолов и написания Евангелия.
Люди разделили не принадлежащую им Землю на государства. Отгородились друг от друга границами. И цель каждого государства – поглотить другое государство, чтобы стать больше и превратиться в сверхгосударство – империю. Жителей же поглощенного государства, большую часть, сделать людьми второго сорта в новом получившемся образовании.
И в этом потоке человеческой истории, которая представляет собой безбрежный океан недоверия друг к другу и желания одних стать выше других, появляется Святое Писание, которое призывает мыслить и жить по-другому: быть терпимыми, не быть злобными тварями, но быть добрыми людьми. И утверждает, что ни один человек, ни один народ не выше другого. Если учитывать, что это было написано во времена Римской империи и в местах, где она господствовала, то становится ясно, каким диссонансом всем принципам и правилам римской и иудейской бюрократии прозвучали все эти утверждения. Вспомним, что римляне считали себя и своё государство особыми, а иудеи полагали и полагают себя богоизбранными. Так что это ущемило не только бюрократию, но, в общем-то, всех тех, кто разделял идеологию превосходства и богоизбранности. А их было большинство.
Для иудеев это было более кощунственным, чем несоблюдение Субботы и даже разрушение Храма Господнего. Для римлян – это кошмар. Империя – священна, а император – богоподобен. А если развить мысль, что «нет ни эллина, ни иудея», то можно дойти до идеи, что нет ни Рима, ни Израиля. Экстраполируя это на наши дни: нет ни Америки, ни американцев; ни французов, ни Франции; ни русских, ни России. Есть просто люди.
Да ведь это крах «мирового порядка». Ну а если посмотреть по-другому: а что, если идеи о государственности, богоносительстве и пр. – это иллюзия? Тогда это прозрение, а не крах.
Если принять во внимание существование души, а то, что она существует, утверждает большинство религий мира, то у души, разумеется, не может быть никакого государства или этнического происхождения. Единственное желание души – быть с Богом. А не быть в «небесной» Америке, России или Уганде.
Но почему же православные священники почти не вспоминают это изречение, говоря с народом? Вероятно, потому что они государственники. Во времена Советского Союза и сейчас их можно увидеть заседающими в различных высоких государственных органах.
Началось это не сейчас. Кажется, при Петре Великом был упразднён институт патриаршества, и таким образом священники сделались прямо зависимыми от царя, который сам лично или опосредованно создавал различные органы, что управляли церковными делами страны. Джугашвили восстановил патриархию в России, но чисто формально. На самом деле они продолжали быть частью государства. Хотя по Конституции, церковь от государства отделена. Но всё, вплоть до права служения в том или ином приходе контролировалось государственными чиновниками. Без разрешения на службу священник мог работать только нелегально. Какая уж тут независимость. И это относится не только к христианской церкви, но и ко всем религиозным конфессиям, имеющимся в стране.
На данный момент нельзя сказать, что церковь независима. Но церкви придаётся гораздо большее значение, чем в советские времена, как идеологическому инструменту для большой части населения. Но, хотя в истории религиозных конфессий есть очень много того, что на первый взгляд кажется неприглядным и недостойным, не стоит спешить с осуждением. Но и оправдать многое из того, что было, весьма трудно. Однако надо всегда помнить, что сосуществование религии с государством – это очень сложная работа. Иногда, в отдельные периоды в истории России – это просто борьба за выживание. Достаточно вспомнить погромы храмов и репрессии священников – христианских, мусульманских, иудейских, других.
И всё-таки, церковь не всегда должна уступать государству. А постепенно, но настойчиво добиваться своего. Увы, пока это остаётся благим пожеланием. Но, в противном случае, её ждёт незавидное будущее маловлиятельного государственного придатка.
Святым отцам, учитывая глубоко укоренившийся шовинизм и национализм российского общества, следует почаще вспоминать о наднациональной (надгосударственной) сущности христианства, цитируя Евангелие и рассказывая, что апостолы были посланы во все края Земли, к разным народам. И, конечно же, вспоминать и объяснять, почему, всё-таки, «нет ни эллина, ни иудея», подкрепляя свои объяснения фактами из современной жизни.
Может быть, тогда тёмной злобы шовинизма и национализма будет становиться всё меньше и меньше. И люди станут лучше.